Экскурсии

В  Музее энергетики Пензенской ТЭЦ-1  проводятся  обзорные  экскурсии  для  учащихся  школ  и  студентов  ВУЗов  г. Пензы, приуроченные к  следующим  датам:  1  сентября - "День  знаний";  22 декабря - "День энергетика"; 27 января - Годовщина снятия блокады Ленинграда;      7  апреля -  "Годовщина  строительства  ТЭЦ-1";  7 мая - "Годовщина  открытия  Музея  ТЭЦ-1";  9 мая   - "День  Победы";  18 мая - "Всемирный  день  музеев".    

Большой  интерес  у  школьников  вызывает  экскурсия- лекция  "Уличное  освещение  в  Пензе XIX -  начало XX века",  лекции  и  викторины  по  "Энергосбережению", конкурсы  детского  рисунка  "  Энергия  нашей  жизни".

Количество  посетителей  Музея  продолжает  расширяться:  прелагается   проведение  специализированных  экскурсий  для  учащихся  школ  в  рамках  программы "Промышленный  туризм".  Ребята  знакомятся  не  только  с  историей  предприятия, но  имеют  возможность  побывать  в основных  цехах  станции , увидеть  как  работают  энергетики, поближе  познакомиться  с этой  профессией. Перед  посешением промышленных цехов  ребята  проходят  обязательный  инструктаж  в  кабинете Охраны  труда.

Кроме  того, в  Музее  ТЭЦ-1 проводятся "Встречи  ветеранов  войны  и  труда", приуроченные  к  юбилейным  событиям  станции : " 15-летие  Музею  ТЭЦ-1",  "65-летие  Пензенской  ТЭЦ-1", "22  июня - День  Памяти"- открытие  акции  "Энергия  Победы".  Каждый  год , в  феврале , проводятся  встречи ветеранов  Великой  Отечественной  войны, ветеранов  Афганистана  и Чечни.                                

Экскурсия  по  музею  ТЭЦ-1 начинается  c  1- го раздела  "Рождение  Пензенской  ТЭЦ  1938-1943гг."

.....В  городе  Пензе  до  30-х  годов  почти  отсутствовала  крупная  заводская  промышленность и  преобладало  мелкое  кустарное  производство  с  небольшими  механическими  заводами  и  мелкими  разрозненными  электрическими  установками. Вся  установленная  энергетическая  мощность  г.Пензы, в  то  время, не  превышала 9,6 тыс.кВт, что  было совершенно недостаточно  для  развивающейся  промышленности  города, железнодорожного  транспорта  и  нужд  населения.

В  1937 году было  принято  Правительственное  решение  о  строительстве  в  Пензе  теплоэлектроцентрали  мощностью  50 тыс  кВт. Место  для  строительства  было  выбрано  в  районе  железнодорожной  станции Пенза IV. Руководство  строительством  возложено на  завод  имени  Фрунзе.

Проект  строительства ТЭЦ  мощностью  50 тыс. кВт  осуществить  не  удалось  ввиду  напряженного  международного  положения: военные  действия  в Польше, война  с белофинами. Обьем  строительства  сокращен  и  в  1940-1941 годах, электростанция  строилась  и  монтировалась  по  нормам  военного  времени с  установкой  одного  котла  и  одной  турбины  мощностью12 тыс кВт.

В  суровые  годы  Великой  Отечественной  войны  вся  промышленность  работала  на оборону  страны- для  нужд  фронта. Потребность  в  электроэнергии  возросла. Поэтому, несмотря  на  трудности  военного  времени,  правительство  страны  стало  уделять  строительству  теплоэлектроцентрали особое  внимание. В  октябре  1941 года  вышло  постановление  с  мероприятиями  по  ускорению  пуска  станции, а  в  ноябре  ТЭЦ была  обьявлена  ударной  стройкой.

Даже  в  мирное  время  строительство  теплоэлектроцентрали - непростая  инженерная  задача, а  в  военные  годы  работы усложнялись  во  сто  крат: не  хватало  квалифицированных  рабочих, не  хватало  материалов, транспорта, совершенно  отсутствовали  землеройные  механизмы. Почти  все  работы  выполнялись  вручную. Особенно  тяжело  было  в  зимнее  время, когда  грунт  промерзал  на  полтора  метра. Строительство  зданий, сооружений  и  монтаж  оборудования  производились  одновременно - параллельно  в  недостроенных  помещениях.

Обеспечение  строящегося  обьекта  строительными  материалами и  оборудованием  производилось  из  прифронтовых  городов: Москвы, Сталиногрска, Воронежа, Семилуки, Латная, Алексино, Подольска, которые  подвергались  артиллерийскому  обстрелу  и  бомбежке  с  воздуха. А  трубы  и  арматуру,  для  теплотрассы   "ТЭЦ- Велозавод", были  отгружены  в  1942  году  из  блкадного  Ленинграда.

В исключительно  трудных  условиях, с  большими  недоделками  первая  очередь  ТЭЦ была  пущена  в  наладочную  эксплуатацию  23 марта  1943 года,  растоплен  1-й  котел  и  дан  пар  на  первую  турбину. Основным  видом  топлива был  каменный  уголь. Каждый  час  работы  ТЭЦ был  очень  дорог: промышленность  требовала  бесперебойного  снабжения  электроэнергией  для  обеспечения  фронта  минами, снарядами и  другим  снаряжением.

 И вот  7  апреля 1943 года  ТЭЦ  ЗИФ сдана  в  промышленную  эксплуатацию и  дала  первые  тысячи  киловатт - часов  электроэнергии !